Как электромобили спровоцируют следующий нефтяной кризис
21 марта 2016ИЗМЕНЕНИЯ ИДУТ ПОЛНЫМ ХОДОМ, ЧТО ПРИВЕДЕТ К ШИРОКОМУ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ В ТЕЧЕНИИ СЛЕДУЮЩЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ.
С улучшением технологий, наступает момент, когда покупка существующих вещей уже не имеет смысла. Вспомните смартфоны последнего десятилетия, цветные телевизоры в 70-е годы или даже бензиновые автомобили в начале 20 века. Предсказать сроки таких изменений очень трудно, но когда они случаются, меняется весь мир.
Похоже на то, что 2020-е годы будут десятилетием электромобилей.
Согласно новому анализу рынка электромобилей, сделанному Bloomberg New Energy Finance (BNEF), цены на аккумуляторы в прошлом году упали на 35% и продолжают снижаться, что позволит в течении шести лет сравнять цена на электромобили без субсидий с их бензиновыми аналогами. И это будет началом настоящего массового рынка электромобилей.
К 2040 году электромобили с большим запасом хода по прогнозам будут стоить меньше 22 000$ . И 35% новых автомобилей будут заряжаемыми.
Это не входит в планы нефтяного рынка и понятно почему. На сегодняшний день, заряжаемые автомобили составляют одну десятую 1% глобального авторынка. Их редко можно видеть на дорогах большинства стран и они по-прежнему стоят значительно дороже бензиновых моделей. ОРЕС считает, что электромобили будут составлять всего 1% автомобилей к 2040 году. В прошлом году, исполнительный директор ConocoPhillip Райан Лэнс сказал, что электромобили не окажут существенного влияния на рынок лет пятьдесят.
Но вот что мы знаем: в ближайшие несколько лет, Tesla, Chevy и Nissan планирует начать продажу электромобилей с большим запасом хода , стоимостью около 30 000$. Другие автопроизводители и высокотехнологичные компании инвестируют миллиарды долларов в разработку десятков новых моделей. К 2020 году, некоторые из них будут лучше, а стоить дешевле их бензиновых аналогов. Тогда возникнет вопрос, на сколько упадет спрос на нефть? И когда снизившийся спрос вызовет следующий нефтяной кризис?
Во-первых, нам понадобится оценить, как быстро будут расти продажи.
В прошлом году общемировые продажи электромобилей выросли примерно на 60%. Это интересное число, потому что примерно соответствует прогнозам ежегодных темпов роста Tesla до 2020 года, а также это тот темп роста, который помог Ford Model Т обогнать лошадей и повозки в 1910-х годах. Для сравнения, солнечные панели демонстрируют схожую динамику на уровне около 50% роста каждый год, в то время как продажи светодиодов увеличиваются на 140% ежегодно.
Вчера, в первом эпизоде нового мультсериала Bloomberg’s, под названием “Быстрее чем ты думаешь”, мы рассчитали эффект продолжающегося 60%-го роста. Мы обнаружили, что электромобили могут уменьшить спрос на 2млн. баррелей в день уже к 2023 году. Это провоцирует перенасыщение нефтяного рынка, так же это произошло в 2014 году.
Совокупные ежегодные темпы роста выше 60% не могут длиться долго, так что это очень агрессивный прогноз. BNEF использует более методический подход в своем анализе, раскладывая электромобили на стоимость их компонентов, чтобы спрогнозировать, когда цены упадут на столько , чтобы привлечь среднего автопокупателя.
Используя такую модель, мы достигнем отметки падения нефтяных продаж в 2 млн. баррелей несколькими годами позже — 2028г.
На самом деле, такие предсказания очень сложно сделать. Во многом из-за того, что нефтяная промышленность не заинтересована в продвижении электромобилей.
По словам аналитика BNEF Салима Морси, согласно прогнозов таких компаний как ОРЕС и Exxon, распространенность электромобилей составит 2%. Но если в 2040 годах она будет 25% или 50% , на самом деле это не будет иметь большого значения , главное что двухзначная цифра будет означать массовое распространение.
BNEF анализирует общую стоимость владения электромобилями, в том числе: техническое обслуживание, затраты на топливо, и самое важное, стоимость аккумуляторов.
Батареи составляют треть стоимости автомобиля. Чтобы добиться широкого распространения электромобилей, нужно чтобы произошла одна из четырех вещей:
- Правительства должны предлагать стимулы для снижения затрат.
- Производители должны делать очень маленькую наценку.
- Клиенты должны быть готовы заплатить больше, для того, чтобы ездить на электричестве.
- Стоимость батарей должна снизиться.
Первые три вещи происходят сейчас, в эпоху ранних дней электромобилей, но они не могут быть устойчивыми. К счастью, стоимость батарей движется в правильном направлении.
Есть еще другая сторона этого вопроса: откуда появятся электрические мощности? По оценкам BNEF, к 2040 году, электромобили будут потреблять 1 900 тераватт часов электроэнергии. Это составляет 10% от всей электроэнергии, произведенной в прошлом году.
Хорошая новость в том, что электроэнергия становиться чище. С 2013 года в мире добавилось больше генерирующих мощностей от ветра и солнца, чем от угля, природного газа и нефти вместе взятых. Электромобили позволят снизит стоимость аккумуляторных батарей и помогут производить энергию от солнца и ветра. На пути к более чистой электроэнергии, электромобили и возобновляемая энергия создадут взаимовыгодный круг спроса и предложения.
А что на счет лития и других материалов, используемых в батареях? BNEF проанализировала эти рынки и обнаружило что здесь нет проблем. В 2030 годах , аккумуляторы потребуют меньше 1% известных запасов лития, никеля, марганца и меди. Им потребуется около 4% мирового запаса кобальта. После 2030-х г. , новые химические аккумуляторы вероятно перейдут на другие исходные материалы, что сделает их легче, меньше и дешевле.
Не смотря на все это, есть еще причина скепсиса для нефтепроизводителей. Автопроизводителям нужно фактически обрушить цены на электромобили, и все еще существует мало быстро зарядных станций для удобных дальних поездок. Много новых водителей в Китае и Индии по-прежнему будут выбирать бензин и дизель. Рост спроса на нефть, в развивающихся странах, может перевесить влияние электромобилей, особенно если цены на нефть упадут до 20 $ за баррель и останутся на таком уровне.
Другой неизвестной, BNEF считает, выход на рынок самоуправляемых автомобилей и каршеринговых сервисов , как Uber и LYFT, которые увеличат на дорогах количество автомобилей с пробегом более 20 тысяч миль в год. Чем больше миль автомобили проедут, тем более экономичными будут батареи. Если эти новые сервисы будут успешными, то они смогут увеличить рынок новых электромобилей до 50% к 2040 году.
Одно можно сказать наверняка: Каждый раз когда цены на нефть падают, это будет толчком к развитию. Каждый следующий год принесет нам больше электромобилей на дорогах и понижение спроса на нефть.